ABC-АНАЛИЗ

МЕТОД КЛАССИФИКАЦИИ ПО СТЕПЕНИ ЗНАЧИМОСТИ

ABC-анализ — это метод ранжирования объектов управления (товаров, клиентов, поставщиков) по степени их значимости и влияния на общий результат на основе одного или нескольких критериев выборки исторических данных, например: выручка, объем продаж в натуральном выражении, прибыль, частота событий.
Это руководство поможет вам глубже понять методологию ABC-анализа и использовать ее для управления запасами и ассортиментом.
Цель ABC анализа — выделить ключевые объекты управления и своей номенклатурной группы, требующие наибольшего внимания, и на основании результатов анализа оптимизировать управление ресурсами.
  • ОБЛАСТЬ
    ПРИМЕНЕНИЯ

  • В управлении запасами для выделения наиболее важных товаров.
  • В логистике для оптимизации поставок.
  • В маркетинге для фокусировки на прибыльных объектах управления.
  • В финансах для распределения и планирования бюджета.
  • ОГРАНИЧЕНИЯ
    МЕТОДА

1
Одномерность критерия выборки — анализ строится по одному выбранному критерию (объем продаж в натуральном выражении), и должен быть сопоставлен с другими критериями (выручка, прибыль, частота событий) выборки.
2
Жесткая группировка — границы между категориями (A, B, C) условны и могут не отражать реальную значимость. В таких случая требуется проверка по методу суммы.
3
Не учитывает динамику — анализ проводится на исторических данных, без прогноза будущих изменений.
4
Не подходит для редких событий — если объекты имеют неравномерное распределение (например, единичные крупные продажи), результаты могут быть искажены.
  • ГРУППЫ
    КЛАССИФИКАЦИИ

A
Группа включает в себя 20% ключевых объектов управления, которые составляют ≈ 80% общего результата и требуют жесткого контроля остатков и приоритетных закупок.
B
Группа включает в себя ≈ 30% второстепенных объектов управления, которые составляют 15% общего результата и требуют умеренного контроля товарного запаса.
C
Группа включает в себя 50% менее значимых объектов управления, которые формируют 5% общего результата. На практике, допускается отказаться от хранения такой номенклатуры и работать исключительно под заказ клиента на период анализа данных.
ABC-анализ; XYZ-анализ; матрица ABC-анализа; принцип Парето; управление запасами; оптимизация ассортимента; классификация товаров; ранжирование товаров; классификация клиентов; оптимизация ресурсов; анализ продаж; распределение ресурсов; управление проектами; оптимизация процессов; контроль запасов; повышение эффективности; оптимизация закупок; прогнозирование спроса; управление товарными запасами; классификация активов; управление рисками; оптимизация логистики; управление ассортиментом.
ABC-анализ делает материальный поток компании управляемым, помогая работать с ассортиментом, персоналом, клиентами и партнерами. В материале от CDS IMPLUSONE собраны инструменты управления товарными запасами, которые помогут интегрировать результаты анализа в систему менеджмента компании.
  • АЛГОРИТМ
    РАСЧЕТА

1
СОРТИРОВКА ДАННЫХ
  • Выбрать анализируемые объекты (товары, клиенты, поставщики).
  • Определить критерий оценки (объем продаж в натуральном выражении, прибыль, выручка, частота событий).
  • Отсортировать данные по убыванию выбранного показателя.
2
РАСЧЕТ ДОЛИ ОБЪЕКТА
Формула:



Где:



3
НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ИТОГ
Накопительный итог считается последовательным суммированием долей объектов управления :



где:





Для первого объекта накопительная доля равна его доле.
+
РАСЧЕТ В ТАБЛИЦАХ
ABC-анализ; XYZ-анализ; матрица ABC-анализа; принцип Парето; управление запасами; оптимизация ассортимента; классификация товаров; ранжирование товаров; классификация клиентов; оптимизация ресурсов; анализ продаж; распределение ресурсов; управление проектами; оптимизация процессов; контроль запасов; повышение эффективности; оптимизация закупок; прогнозирование спроса; управление товарными запасами; классификация активов; управление рисками; оптимизация логистики; управление ассортиментом.
1. Сортировка выполнена по столбцу "C";
2. Доля каждой строки определена путем деления значения показателя объекта на сумму значений.
  • Пример:;
3. Накопительная доля первой строки равна доле первой строки.
  • Пример: ;
4. Накопительная доля второй и следующих строк вычисляется сложением накопительной доли предыдущей строки и доли вычисляемой.
  • Пример: ;
  • РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
    ТЕМЕ ABC-АНАЛИЗ

ABC-анализ - простой способ ранжирования объектов управления по степени значимости и доли влияния на общий результат.

Для повышения точности:
  • Используйте многокритериальный анализ (прибыль + продажи в натуральном выражении).
  • Комбинируйте с XYZ-анализом для учета стабильности и предсказуемости спроса.
  • Обновляйте данные ежемесячно, или на каждый интервал поставки так как значимость объектов может меняться.
Повышайте и расширяйте свои навыки и знания в области управления товарными запасами. Мир меняется, ваши знания не должны находиться на прежнем уровне.

СЕРИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЛЕКЦИЙ

Станьте участником серии лекций «Механика процесса снабжения 2.0». Получите практические навыки расчета показателей, анализа результатов и опыт управления ассортиментом с использованием лучших аналитических инструментов. Вы узнаете, как планировать ассортимент, анализировать спрос и регулировать уровень запаса на основании экспертной оценки.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО
    ТЕМЕ ABC-АНАЛИЗ

Основная задача ABC-анализа - выделить товары или услуги, которые оказывают наибольшее влияние на прибыль и стратегические показатели компании. ABC-анализ помогает сосредоточиться на необходимой номенклатуре, обеспечивая прозрачность и объективность анализа ассортимента.

Ключевое преимущество метода заключается в его способности дополнять классический XYZ-анализ. Если XYZ ранжирует номенклатуру по степени стабильности и прогнозируемости спроса, то ABC-анализ фокусируется на значимости товаров или услуг в объемах прибыли и оборота, разделяя ассортимент на три категории:
  • A - товары или услуги приносящие основной доход и выручку;
  • B - товары или услуги умеренной значимости;
  • C - позиции с низкой ценностью в текущий период времени.
Вместе они позволяют не только выделить наиболее важные позиции, но и понять, насколько их продажи устойчивы и прогнозируемы, что помогает в планировании и управлении ассортиментом.
  • ПРОВЕРЬ ЗНАНИЯ

Павел Вячеславович Преподаватель курса лекций CDS IMPLUSONE

ФОРМА ПРОВЕРКИ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Мы разработали это руководство по ABC-анализу с целью объяснить, упростить и улучшить процесс управления ассортиментом и запасами.

Пройдите тест, проверьте полученные знания!

Вас ждет 5 вопросов по теме ABC-анализа и приглашение на первую лекцию «Управление товарными запасами» от CDS IMPLUSONE.
К какой категории ABC классификации можно отнести номенклатуру с накопительной долей 43%?
Павел Вячеславович Преподаватель курса лекций CDS IMPLUSONE
В случае возникновения затруднений при ответе, обратитесь к разделу «Классификация по методу ABC-анализа».
Какими ограничениями обладает метод АВС-анализа?
Павел Вячеславович Преподаватель курса лекций CDS IMPLUSONE
Это важный вопрос, который рассматривается в разделе «Ограничения метода анализа».
Что будет считаться верным утверждением?
Павел Вячеславович Преподаватель курса лекций CDS IMPLUSONE
Как говорится, теория необходима практике. Если возникли затруднения с выбором ответа, обратитесь к блоку «Порядок действий и вычислений».
За какой период времени следует выгружать данные и проводить ABC-анализ?
Павел Вячеславович Преподаватель курса лекций CDS IMPLUSONE
ABC-анализ - это один из инструментов планирования и управления товарным запасом. Он демонстрирует популярность номенклатуры в течение выбранного интервала времени. Учитывайте это при выборе ответа на данный вопрос.
Что можно считать верным утверждением о категориях ABC-анализа?
Павел Вячеславович Преподаватель курса лекций CDS IMPLUSONE
Зная принадлежность товара к определённой группе популярности, мы можем принимать решения о формировании запаса на период продаж, увеличении частоты заказов и поставок или работе с номенклатурой только под заказ.
Вы ответили на все вопросы!
Отличный результат!
Надеемся руководство оказалось полезным, а вопросы помогли закрепить знания.

Приглашаем принять участие в серии лекций «Управление товарными запасами». Перейдите на следующую страницу и оставьте контактные данные. Мы отправим приглашение и информацию на вашу электронную почту.
Получите приглашение на бесплатную лекцию!
Заполните указанные ниже поля. В ответ мы направим вам приглашение на бесплатную первую лекцию из серии «Управление товарными запасами».
Как долго вы заняты в сфере закупки и снабжения?
Поле не является обязательным.
На указанный электронный адрес поступит приглашение
Я ознакомлен(на) и согласен(на) с политикой конфиденциальности