ИНДЕКС СЕЗОННОСТИ

АНАЛИЗ ЭПИЗОДИЧНОСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Индекс сезонности — это статистический показатель, который позволяет оценить периодические колебания данных, например: продаж, спроса или поведения потребителя внутри выбранного интервала времени. Метод применяется для выявления эпизодических закономерностей и прогнозирования на их основе.
Это руководство поможет вам глубже понять инструмент планирования и прогнозирования спроса по индексу сезонности и использовать анализ для управления шириной и глубиной ассортимента.
Цель метода анализа по индексу сезонности — Выявить и количественно оценить сезонные колебания в исторических данных для оптимизации планирования и прогнозирования спроса потребителя.
  • ОБЛАСТЬ
    ПРИМЕНЕНИЯ
  • Управление снабжением: анализ продаж, спроса и поведения потребителя;
  • Производство: планирование загрузки мощностей;
  • Сельское хозяйство: урожайность, начало работ, цены на продукцию;
  • Услуги: сегментация и управление ассортиментом;
  • Маркетинг: планирование рекламных компаний;
  • ОГРАНИЧЕНИЯ
    МЕТОДА
1
Не учитывает тренды продаж - метод работает только с историческими числовыми данными, игнорируя долгосрочный рост или падение. Метод является основой для прогнозирования но не демонстрирует перспективы потребления.
2
Требует стабильности данных - резкие изменения спроса по причине влияния кризисов, единоразовых крупных сделок, политических, социальных или экономических событий искажают результаты анализа.
В этих случаях требуется вычислить медиану по каждому месяцу и провести сравнение с отраслевыми показателями.
3
Не подходит для товаров без выраженной сезонности - если колебания случайны, метод даст некорректные результаты. В таких случаях, настоятельно рекомендуется проводить анализ по товарным группам.
4
Зависит от выбранного периода - для получения корректных данных нужны исторические данные собранные за интервал 3 - 4 года. Согласно общепринятым нормам, три года - это достаточный срок для появления статистически верных данных. Однако информация, собранная более пяти лет назад, теряет свою значимость и не может быть использована для объективного анализа и выводов.
Для определения индекса сезонности весь ассортимент, принятый для анализа, должен быть распределен по товарным группам в соответствии с общим признаком и характеристикой. Благодаря однородности товарной группы, влияние случайных событий на исторические данные нивелируется и считается незначительным.
XYZ-анализ это; XYZ-анализ пример расчёта; XYZ-анализ в управлении товарными запасами; XYZ-анализ в управлении ассортиментом; Как провести XYZ-анализ; Цели XYZ-анализа; Задачи XYZ-анализа; Преимущества XYZ-анализа; Недостатки XYZ-анализа; Отличие XYZ-анализа от ABC-анализа; Когда применяется XYZ-анализ; Как использовать результаты XYZ-анализа; Сопутствующие товары для XYZ-анализа; Где применяется XYZ-анализ; Что такое товарные запасы; Что такое управление товарными запасами; Что такое ассортимент; Что такое управление ассортиментом; Как XYZ-анализ помогает в управлении товарными запасами; Как XYZ-анализ помогает в управлении ассортиментом; Примеры использования XYZ-анализа; Какие данные нужны для проведения XYZ-анализа; Как интерпретировать результаты XYZ-анализа; Какие инструменты используются для XYZ-анализа; Где найти информацию о XYZ-анализе; Книги о XYZ-анализе; Статьи о XYZ-анализе; Курсы по XYZ-анализу
Фактор сезонности требует комплексного подхода и экспертной оценки объекта управления, описанного в методическом материале CDS IMPLUSONE, который поможет разносторонне оценить сезонный фактор и интегрировать результаты анализа в систему управления товарными запасами компании.
  • АЛГОРИТМ
    ВЫЧИСЛЕНИЙ
1
СОБРАТЬ ДАННЫЕ
  • Подготовить средние помесячные или поквартальные данные продаж товарных групп за интервал 3-4 года в натуральном выражении (ед. изм).
  • Числовые данные продаж номенклатуры в каждой товарной группе должны быть суммированы по каждому месяцу или кварталу принятому для анализа.
2
НАЙТИ СЕЗОННЫЙ ИНДЕКС
Формула:



Где:





В Excel использовать базовые вычисления.
+
РАСЧЕТ В ТАБЛИЦАХ
1. Для примера взята товарная группа «А» и средние продажи за предыдущие 4 года с разбивкой по месяцам;
2. Сумма продаж товарной группы для каждого месяца найдена посредством функции:
  • Пример для Янв.: ;
3. Общее среднее значение продаж за все периоды найдена посредством функции:
  • Пример:
4. Индекс сезонности определен посредством базовых вычислений в xls:
  • Пример для Янв.: ;
  • Пример для Июл.: ;
Что такое индекс сезонности Методы расчета сезонных колебаний Формула индекса сезонности Как рассчитать сезонность данных Примеры сезонности в экономике и бизнесе Как посчитать индекс сезонности в Excel Готовые формулы Excel для сезонности Анализ продаж с учетом сезонности Готовый Excel-файл с сезонностью Пример расчета индекса сезонности Что такое индекс сезонности простыми словами Методы расчета сезонных колебаний Формула индекса сезонности Как рассчитать сезонность данных
Проверка результатов: Сумма индексов сезонности должна быть равна количеству принятых для анализа периодов. В случае с примером из таблицы, сумма индексов =12.
  • РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ
    ИНДЕКСА СЕЗОННОСТИ
Для увеличения точности, комбинируйте эмпирические методы с экспертной оценкой. Чем меньше сложных расчетов – тем надежнее будет результат. Используйте только те методы, которые действительно делают ваши данные прозрачными для понимания и анализа ситуации.

Для повышения точности:
  • Комбинируйте результаты вычислений с результатами ABC- и XYZ-анализа для учета стабильности и популярности анализируемой номенклатуры.
  • Проводите анализ именно товарных групп, которые объединены общим признаком. В этом случае результаты будут точны и полезны для планирования и прогнозирования будущих периодов.
  • Стройте линейные графики индексов за равные интервалы времени и сравнивайте результаты за каждый год отдельно. Если индексы сильно меняются – сезонность от периода к периоду нестабильна (требуется больше экспертных данных).
Повышайте и расширяйте свои навыки и знания в области управления товарными запасами. Мир меняется, ваши знания не должны находиться на прежнем уровне.

СЕРИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЛЕКЦИЙ

Станьте участником серии лекций «Механика процесса снабжения 2.0». Получите практические навыки расчета показателей, анализа результатов и опыт управления ассортиментом с использованием лучших аналитических инструментов. Вы узнаете, как планировать ассортимент, анализировать спрос и регулировать уровень запаса на основании экспертной оценки.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ТЕМЕ
    ИНДЕКС СЕЗОННОСТИ
Следует отметить, что анализ сезонности спроса является важным инструментом управления ассортиментом и товарными запасами компании, но не исчерпывающим. Этот метод не позволяет оценить степень прогнозируемости, стабильность потребления или влияние внешних факторов на объект управления.
  • Анализ сезонности помогает оптимизировать товарные потоки, минимизируя риски, характерные для планирования и прогнозирования. В то время как XYZ-анализ определяет устойчивость спроса, а ABC-анализ выявляет ключевые товарные позиции, оценка сезонности позволяет выявить цикличность потребления, что способствует снижению потерь, связанных с переизбытком запасов, нехваткой товаров или их моральным устареванием.
Результаты анализа сезонности за выбранный период не могут считаться неизменными, так как каждый новый цикл будет влиять на динамику спроса из-за изменений потребительских предпочтений, рыночных трендов и маркетинговых активностей, которые отличаются периодичностью, но не всегда абсолютной предсказуемостью.
  • ПРОВЕРЬ ЗНАНИЯ
Павел Вячеславович Преподаватель курса лекций CDS IMPLUSONE

ФОРМА ПРОВЕРКИ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Мы разработали это руководство с целью объяснить, упростить и улучшить процесс управления ассортиментом и запасами.

Пройдите тест, проверьте полученные знания!

Вас ждет 5 вопросов по теме сезонности спроса и приглашение на бесплатную лекцию «Управление товарными запасами» от CDS IMPLUSONE.
Что определяется коэффициентом сезонности?
Павел Вячеславович Преподаватель курса лекций CDS IMPLUSONE
В случае возникновения затруднений при ответе, обратитесь к разделу «Определение сезонности».
Рассмотрение сезонности как поведенческого фактора эпизодического спроса потребителя и отказ от привязки к календарным периодам помогает:
Павел Вячеславович Преподаватель курса лекций CDS IMPLUSONE
Этот вопрос рассматривается в разделе «Анализ сезонности».
Что будет считаться верным утверждением?
Павел Вячеславович Преподаватель курса лекций CDS IMPLUSONE
Если возникли затруднения с выбором ответа, обратитесь к блоку с последовательностью вычислений.
Для чего показатели сезонности применяются в области планирования и прогнозирования?
Павел Вячеславович Преподаватель курса лекций CDS IMPLUSONE
Эта тема подробно описана в блоке "Область применения"
Что можно считать верным утверждением?
Павел Вячеславович Преподаватель курса лекций CDS IMPLUSONE
Сезонность спроса – это не просто смена времен года, а отражение поведения потребителей, повторяющиеся тренды, которые можно прогнозировать и использовать в свою пользу.
Вы ответили на все вопросы!
Отличный результат!
Надеемся руководство оказалось полезным, а вопросы помогли закрепить знания.

Приглашаем принять участие в серии лекций «Управление товарными запасами». Перейдите на следующую страницу и оставьте контактные данные. Мы отправим приглашение и информацию на вашу электронную почту.
Получите приглашение на бесплатную лекцию!
Заполните указанные ниже поля. В ответ мы направим вам приглашение на бесплатную первую лекцию из серии «Управление товарными запасами».
Как долго вы заняты в сфере закупки и снабжения?
Поле не является обязательным.
На указанный электронный адрес поступит приглашение
Я ознакомлен(на) и согласен(на) с политикой конфиденциальности